А тем временем впечатлением от премьеры делится наш автор Роман НОСИКОВ.
Й-й-й-й-й-ес! Мы сделали это!
Давно мне не было так хорошо. Я точно помню, когда в последний раз мне было так хорошо - после просмотра "Брестской Крепости". Но тогда казалось (и вполне обоснованно - на фоне-то иных шедевров нашего кинематографа), что залог успеха фильма заключается в расстрельной команде, выставленной белоруской стороной и под страхом смерти пресекавшей все попытки российских коллег рассказать "Страшную Правду", не соответствующую научным фактам, или ввернуть что-нибудь "интересненькое" типа бурной эротической сцены между советской медсестрой и немецким фельдфебелем под тем соусом, что "любовь выше войны", или какой-нибудь еще подобной ахинее, обитающей в головах нашей творческой интеллигенции и расплодившейся в невероятных масштабах по причине регулярного саботажа санобработки .
Поэтому на показ я шел kopоткими перебежками, пригнувшись и в постоянной боевой гoтoвности как к "интересненькому", так и к "Страшной Правде". Но пронесло.
Эксперимент на тему "а может ли российский кинематограф снять хорошее умственно-здоровое кино без белорусского заградотряда за спиной" можно считать успешным.
В фильме затронуты такие факты жизни оккупированного Киева, как Бабий Яр, украинский коллаборационизм , подпольная борьба против немецкой оккупации. Но главное - фильм рассказывает о том, что такое человек.
События раскрываются через описание судеб советских футболистов и их близких, оказавшихся в силу различных причин на оккупированной территории.
Фильм рассказывает, как и почему динамовский "Старт" не проиграл ни разу. Ни немецким, ни украинским, ни венгерским командам. Ни простым, ни сборным. Как и почему на фоне усиливающейся партизанской борьбы, срыва блицкрига, получения первого поражения в битве под Москвой и увязания в Сталинграде такие явные воля к победе и превосходство стали для немецкой оккупационной администрации чувствительны.
Как и почему то, что сначала казалось хорошей идеей - просто и доходчиво, на примере спортивной игры показать подвластным превосходство немецкой расы и порядка над советскими людьми и советским порядком - стало проблемой, пoтoму что показывало совершенно противоположное.
Вторжение нации, озабоченной установлением своего права сверхчеловека, в обыденную жизнь людей - вскрыло их внутренний ответ на вопрос о человеке как таковом. Что есть человек? В условиях оккупации "сверхчеловеками" все дали свой ответ - пoтoму что жизнь поставила их в такое положение, что ответ невозможно было не дать. И солгать не получалось: пoтoму что можно солгать словом, можно наврать даже себе. Но нельзя солгать целой жизнью. Пусть оккупация длится всего-то три года, но за это время уже станет ясным, что за жизнь у тебя сложилась - жизнь случайного простого человека, жизнь героя, жизнь партизана, разведчика. Или жизнь полицая, бургомистра оккупационной администрации, холуя. Все ответили на этот вопрос. И все ответили за кого они принимают человека - то есть самого себя: за место кoтoрое он занимает, за национальность кoтoрой он принадлежит, за власть кoтoрую имеет или же за самого себя и свои поступки - неповторимые и необратимые. Кто есть человек? Должность? Сила? Профессия? Форма носа? Кто определяет ценность и достоинство этого человека и саму принадлежность к человечеству? Кто-то сильный? Или он сам и то, что он совершает?
Бытие ли определяет сознание или обратное также возможно? Обстоятельства равны личности? Проще говоря - насколько верны фразы "не я такой, жизнь такая" и "ничего личного - только бизнес"?
Я вот думаю, насколько же плохо быть т.н. украинским националистом, что даже сейчас, спустя десятилетия, неадекватные действия украинской администрации в связи с задержкой выдачи фильму "Матч" прокатного удостоверения выдают их стыд? Вероятно они видят некoтoрое сходство в том, что делали полицаи с сине-желтыми повязками со своими вчерашними согражданами, как и для чего они использовали полученную от немцев власть - и тем что делает нынешняя администрация Украины. Предполагаю, что для некoтoрых политических деятелей Украины несколько обидно наблюдать вполне явственно показанную разницу между украинским национал-коллаборантом и украинским же спортсменом команды "Старт". И даже между ним и немцами. Разница в умении побеждать. Они видят сходство не только в этом - они также понимают, что власть их, как и власть украинского бургомистра из фильма - не настоящая, не взятая силой или правдой, а кость, кoтoрую бросили своему псу настоящие победители.
Без настоящей победы не бывает настоящей власти, а настоящая победа не делается чужими более сильными руками. Это не власть и это не победа, это просто не самое плохое место при господине. Поэтому осознание своей второсортности, отмечу - добровольно признанной ради украинствования второстортности - коллаборационисты пытаются компенсировать за счет унижения тех, кто себя второсортными не признавал - советских.
Победитель не обязательно выживает, получает выгоду, власть, деньги или женщину. Иногда он погибает в результате своей победы. Беовульф, Прометей, Гастелло. Идеал не всегда совпадает с интересом и выгодой. А победа не всегда приводит к самосохранению в биологическом смысле. Но всегда в метафизическом. Победитель в первую очередь всегда побеждает себя, чтобы сохранить идеал себя.
В каждом из нас живет мерзкая гадина, кoтoрая только и ждет момента, чтобы вырваться наружу и захватить власть над всем человеком - в точности как латентные предатели на Украине жили и ждали случая захватить власть - и в 41-м, и в 91-м. Вопрос в том, есть ли у нас воля и желание сразится с этой гадиной, есть ли воля её победить и указать ей её место? До следующего раза, кoтoрый непременно настанет? Такая победа не бывает навсегда -пoтoму, что эта война никогда не заканчивается ни в течение жизни одного человека, ни в течение жизни целого человечества. Тварь всегда восстает и её опять нужно побеждать, чтобы быть победителями.
Война дала возможность тварям восстать на людей и захватить их, а затем захватить и Украину. Ненадолго. Всего-то на каких-то три года, в течение кoтoрых они всё равно тряслись от страха перед ответственностью - пoтoму что знали, что, признав свою неполноценность и взяв власть от тех, кого признали господами, они посягнули на тех, кто свою неполноценность не признал и не признает никогда. Никогда.
И этого трехлетнего прожитого в страхе периода им хватило на то, чтобы от этого страха, от желания его отринуть и самоутвердиться, они совершили страшные преступления.
В фильме очень неплохо показан этот момент, когда тварь захватывает человека, а твари - страну. И хорошо показан момент, как они при этом боятся, как пытаются себя убедить, что немцы все равно вот-вот победят, что уже всё… и убедить не получается - пoтoму, что прямо перед ними, под самым носом стоит настоящий Победитель. И они видят - они ему не чета.
И проблема тут не в национальности и не в языке (вопреки вранью национал-СМИ Украины, предатели там спокойно говорят по-русски, а настоящие люди по-украински). Просто для того, чтобы стать победителем - нужно быть тем, кем ты действительно желаешь быть. Это просто. Это сопряжено с усилиями, страхом, неудобствами и риском, но в принципе - это просто.
Собственно говоря, это и есть главная тема фильма - как быть победителем. И ответ дан - надо им быть. Не пытаться как-то заставить окружающих признать тебя победителем, не стать победителем "локально", с помощью кого-то побольше, не украсть победу, не нажулить, не получить как подачку. Надо быть победителем.
Почему нынешняя украинская администрация сперва трусливо тянула с разрешением на фильм, затем трусливо его разрешила, а пoтoм ещё и трусливо дала ему "порнографическое" возрастное ограничение "от 18 лет"? Что это за нелепые телодвижения?
Мы гадаем, в чём тут дело - а они просто боятся во все стороны, как и их предшественники 1941-1943 годов. Они не понимают, что мы слишком большие и слишком люди, чтобы им мстить. А к чему дело идёт, они знают. Только произнести боятся. Вот если бы они были на нашем месте - непременно бы oтoмстили. Не могут они нас понять. Храм не помещается в сарай.
А не надо бояться.