Из этого сценария мог бы получиться тривиальный сериал про непростой путь женщин к счастью в личной жизни, каких и так завались на любом канале. Но дерзкие мужчины Константин Эрнст и Денис Евстигнеев (гендиректор Первого канала и продюсер проекта) придумали приспособить к тексту выдающиеся способности режиссера Валерии Гай Германики, кoтoрая художественное кино снимает как документальное. В результате нас обещают потрясти невиданной силы драмой. «Так достоверно о проблемах женщин еще не рассказывали», - говорит Евстигнеев.
Сюжет
Он и правда не блещет оригинальностью. Саша (Светлана Ходченкова) одна воспитывает сына, а мужики-козлы так и норовят затащить ее в койку, чтобы пoтoм немедленно бросить. У нее три подруги. Люба (Алиса Хазанова) не может иметь детей. Катя (Ксения Громова) пребывает в депрессии, пoтoму что быт достал. Аня (Анна Слю) никак не может найти мужчину мечты. В общем, все как у всех.
Возникшие было ассоциации с «Сексом в большом городе» следует немедленно отклонить: к иронии, стебу и вторичности данный режиссер не склонен. В эпизодах снялись множество известных персон: Олег Гаркуша, Ирина Хакамада, Ксения Собчак, Рома Зверь и другие.
Режиссер
К 28-летней Германике привычно применяют эпитет «эпатажная». Хотя весь ее эпатаж сводится к тому, что она выглядит так, как ей нравится, и говорит, что думает. Слава к ней пришла в 24, когда она сняла фильм «Все умрут, а я останусь» о проблемах подростков. Ленту заметили в Каннах (особое упоминание жюри конкурса «Золотая камера»), а режиссера пригласили на Первый канал снимать сериал «Школа».
Суть ее метода сводится к тому, что актеры в кадре не тупо произносят текст, а импровизируют на заданную тему. Вдобавок оператор не пользуется штативом и снимает ручной камерой, что усугубляет «правду жизни». Все вместе это позволяет добиться предельной достоверности - зритель забывает, что смотрит кино.
Справедливости ради заметим, что метод не уникальный и распространен в мировом кинематографе.
Клубничкаи чернуха
В пользу того, что откровенные кадры в сериале будут, говорит сразу несколько факторов. Во-первых, сценарий написала Анна Козлова, кoтoрую критики давно высмеивают за склонность к описанию коитусов. Во-вторых, в анонсах проекта нам сообщают, что смотреть его могут только лица старше 18 лет. В-третьих, рабочее название было весьма говорящим: «69». В-четвертых, сама Германика как-то бросила: «Сиськи в кадре будут, ну и что?»
Без эмоционально тяжелых сцен тоже не обойдется. «Краткий курс…» - не развлекательное кино, и жалеть зрителя никто не собирается. Но бояться исключительной депрессивности не стоит. «Печальные события там есть, но это не тот случай, когда «без надежд», - успокаивает Денис Евстигнеев.
Подтекст
Вполне вероятно, что в «Кратком курсе…» Валерия исследует и себя тоже. В свои 28 она одна из них - женщин, кoтoрые слегка заблудились в поисках душевной гармонии. Хотела она или нет, но в каждой героине есть немного от нее самой. И дело даже не в совпадениях фактов биографии режиссера и ее героинь.
В интервью Первому каналу Германика заявила, что ей до сих пор не приходилось хотя бы наблюдать любовь. Страсть, привязанность - пожалуйста. А вот чувство, описанное в шедеврах мировой культуры, - увы. В фильме похожую сентенцию выдает Люба: «Любовь, любовь... У кого-то, может, есть какая-то любовь. Но я вот не видела. Мне про это ничего не известно».
Похоже, в своей «экзистенциальной мелодраме» (так определяет жанр сама Валерия) режиссер ищет ответ на вопрос: а бывает она вообще, любовь-то? И, кажется, надеется, что ответ будет положительным. Даже если факты говорят об обратном.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
«Смотрю и думаю: какой гениальный режиссер это снял?»
- Валерия, ваш новый фильм ждали еще осенью, и вот наконец он вышел…
- Ну да, я снимаю и забываю. А пoтoм смотрю и думаю: какой гениальный режиссер это снял? А мне говорят, что это я.
- О чем будет новый сериал?
- Ну о любви, наверное. Либо ни о чем, либо о любви. Если о любви, то обо всем. Я вообще сейчас нахожусь на смене своего жизнеустройства, так что не могу на эту тему разглагольствовать. Мне это недоступно и непонятно, пoтoму что все мои ожидания от любви порушились как карточный домик. И вообще мне кажется, что все, кто знал, что такое любовь, уже умерли.
- Что зритель почерпнет из вашего фильма?
- Я не верю в спасительную силу искусства и в спасительную силу телевидения, поэтому кто там что почерпнет - это уже дело каждого.
- Может быть, что-то хотели сказать зрителям?
- Я могу посоветовать прислушаться к творческому гласу Германики и попробовать посмотреть хотя бы один ее фильм, а не просто так писать в блогах.