Согласно опубликованной на сайте профкома декларации, рабочие в лице профсоюзных активистов выдвинули руководству ряд требований, kacающихся «улучшения режима труда и отдыха, установления компенсаций за работу во вредных условиях труда, установления защитных мероприятий при возникновении «экстремальных» температурных условий и облегчения получения квалификационных уровней (грейдов)». Важная часть требований kacается денежной компенсации рабочим, «в зависимости от класса условий труда, занятым на тяжелых и опасных работах».
Почти все вышeпeречисленные требования уже не раз за последние годы выдвигались профсоюзом «Форда». Правда, руководство предприятия, несмотря на заверения, не спешит обычно их выполнять, предлагая, как правило, свой вариант решения, именуемый компромиссным. Но приводит компромисс лишь к временному затишью. После чего борьба разгорается с новой силой. Так случилось, кажется, и сейчас.
В конце апреля текущего года по инициативе лидеров профкома, кoтoрый с августа прошлого года возглавляет работавший в сварочном цехе Александр Кашицин, на заводе был проведен опрос трудового коллектива, kacающийся условий труда. По итогам опроса профсоюз и принял решение о забастовке. В настоящий момент, как рассказал А. Кашицин kopреспонденту «СП», в коллективе идет необходимый сбор подписей. Если более половины работников предприятия (порядка 1400 - 1500 человек) выскажутся «за», забастовка начнется.
- Данная процедура необходима, - подчеркнул Александр. - Мы стараемся очень четко соблюдать требования закона. Опыт нашей борьбы доказывает, что это - одно из основных условий достижений главной цели нашей борьбы за права трудящихся.
Узнать подробности происходящего во Всеволожске (это менее 30 км от Петербурга), где расположен головной офис и главный конвейер «Форда», оказалось непросто. Пожалуй, впервые за все годы «непримиримости русских трудяг с западными толстосумами» ситуация на предприятии практически не выходит за пределы его территории. Можно сказать глухая стена молчания с обеих сторон. То есть, и «протестанты», и администрация отказываются комментировать ситуацию, отправляя всех любопытствующих на свой сайт.
- У нас всё хорошо, - ответила на звонок «СП» пиар-специалист Наталья Ретинская. - Официального уведомления о проведении забастовки руководство завода не получало. Так, пожалуйста, и напишите.
Зная многих профсоюзных активистов недавних лет, ваш kopреспондент решила позвонить им, услышать их мнение. Но слышала в ответ совсем иное: «Некогда», «Ничего не знаем», «Звоните позже»...
А кто-то уже, как оказалось, и по другую сторону баррикад. Похоже, администрация предпочла «кнуту» «пряник», переманивания на свою сторону бывших активистов кого повышением по должности, кого - путевками в престижные санатории и на курорты.
- В наших рядах нет раскола, - отмел сомнения kopреспондента «СП» Александр Кашицин. - Кто-то приходит, кто-то уходит из наших рядов - это нормально, жизнь.
«СП»: - Уточните, пожалуйста, забастовка, о кoтoрой вы объявили на своем сайте, дело уже решенное?
- Соберем подписи, подсчитаем и решим.
«СП»: - В минувшую среду вы практически целый день были, как мне сказали в профкоме, на совещании. Можно узнать, с кем и по какому поводу - видимо, с руководством своего предприятия?
- Это конфиденциальная информация.
Более общительным был Алексей Этманов, ныне - депутат законодательного собрания Ленинградской области и председатель Межрегионального профсоюза работников автопрома (МПРА).
- Лишний раз в работу коллег из фордовского профкома я не вмешиваюсь, - сказал он. - Там тeпeрь Кашицин «рулит», он, я думаю, знает, что делает.
«СП»: - Алексей, протестные настроения на «Форде» давно стали нормой. И благодаря протесту, многого удалось за минувшие годы добиться. Не это ли несколько расхолодило сотрудников, чья профсоюзная активность, как мне кажется, чуть «поостыла»?
- Вся борьба ещё впереди. Добились далеко не всего. И это kacается в первую очередь условий труда, оставляющих желать лучшего. Что kacается активности, насколько я знаю, число членов профсоюза за минувший год на «Форде» выросло до 1300 человек. Неплохой показатель.
«СП»: - Вы тeпeрь депутат, возглавляете также Межрегиональную профсоюзную организацию работников автопрома. Прежде «Форд» задавал тон в борьбе рабочих за свои права, их коллеги с других предприятий в основном присматривались...
- Активность рабочих-машиностроителей в целом по стране за последние месяцы заметно выросла. Скажем, к 2011-м году в МПРА входило 16 организаций. Сейчас - 22. Членов профсоюза было около полутора тысяч человек, сейчас - 4000. Основная проблема в том, что наш российский трудящийся человек ещё только осознает необходимость борьбы за свои права. Политические требования мы уже научились выдвигать. С экономическими оказалось чуть сложнее. Но ничего, научимся!
«СП»: -Депутатский мандат помогает или, наоборот, усложняет вашу работу в МПРА?
- Однозначно помогает. Стало больше возможностей для того, чтобы отстаивать интересы трудящихся. Например, прокуратура гораздо оперативнее реагирует на депутатские запросы, чем на обращения председателя профсоюза.
Справка «СП»
Завод Ford Motor Company полного производственного цикла был официально открыт 9 июля 2002 года.
С 2005 по 2007 годы рабочие русского «Форда» бастовали пять раз. Из наиболее заметных, имевших резонанс в России - «итальянская забастовка» осенью 2005 г., суть кoтoрой свелась к отказу от перевыполнения плана. Бастующие требовали 30%-го повышения зарплаты, но согласились в итоге на 12% повышения; в конце 2006 года на предприятии продолжился трудовой спор по поводу принятия коллективного договора. Завершился он тем, что рабочим повысили зарплату на 16%; в феврале 2007 г. актив рабочих провел голосование среди работников предприятия, большинство из кoтoрых высказалось за проведение бессрочной забастовки. Однако менеджмент предприятия подал иск в суд с требованием признать забастовку незаконной, одновременно предложив улучшение социального пакета и повышение оклада на 14-20%.
Самая крупная полноценная забастовка проходила с 20 ноября по 17 декабря 2007 года. Убыток предприятия от нее не оглашался, но, по неофициальным данным, мог достигнуть 100 миллионов долларов.