Вот ведь интересно получается: штрафы вроде бы есть, а нарушать продолжают. Резонный вопрос: почему? На самом деле, все просто. Большие штрафы (порядка 600 тысяч рублей) предусмотрены исключительно для юридических лиц, тогда как штрафы для индивидуальных предпринимателей составляют всего 40-45 тысяч. Разница заметна. Именно в ней многие бизнесмены увидели вполне законный способ обхода существующих правил. Дело в том, что большинство фур сегодня оформлены не на компании, а на индивидуальных предпринимателей. Это и позволяет автоперевозчикам со спокойной душой перевозить столько груза, сколько влезет в несчастную машину. Ведь если фирма перевозит товар на несколько миллионов рублей, штраф в 40 тысяч - капля в море. Но вполне возможно, что уже в сkopом времени ситуация кардинально изменится.
На прошедшем недавно круглом столе с участием Росавтодора, автоперевозчиков и дорожных строителей было предложено многократно повысить штрафы для индивидуальных предпринимателей за перегруз фур. Если говорить точнее, не просто повысить, а уравнять со штрафами, предусмотренными для юрлиц.
Ну а что, вполне логично. На индивидуального предпринимателя, как и на компанию, может быть оформлено одинаковое количество фур. Предположим, «ипэшник» везет 40 тонн груза, и машина компании тоже везет 40 тонн груза. Так почему индивидуальный предприниматель должен платить 40 тысяч за продавленную дорогу, а фирма - 600, тогда как ущерб трассе наносится одинаковый?
Впрочем, не стоит полагать, что одно только уравнивание штрафов решит проблему. В России ведь живем, тут только комплексный подход - не иначе. Именно поэтому перемены должны коснуться также и системы работы постов весового контроля.
Ситуация такова, что эта система сама по себе является еще более kopрумпированной, чем пресловутая ГИБДД. Работники постов не гнушаются ничем: и весы преспокойно «накручивают», и не стесняются при случае выдавать показания ранее прошедшей фуры за показания взвешивающейся на данный момент машины...
Весовщикам по большому счету абсолютно наплевать на состояние дорог. Этим товарищам важно одно: «прессануть» водителя и вытянуть из его кармана как можно больше денег. Примеров масса и, что самое главное, все эти факты неоднократно подтверждались как прокурорскими проверками, так и судебными решениями.
В принципе, поиски выхода из сложившейся ситуации уже ведутся, более того, наблюдается даже некoтoрая положительная динамика. Сейчас, например, на трассе М-9 и в районе Вологды в тестовом режиме испытываются две новые системы взвешивания фур, работающие в автоматическом режиме без участия весовщиков. Работает эта система точно так же, как и дорожные фиксаторы сkopости. Схема такая: проходит фура, ее автоматически взвешивают, фиксируют вес, и если он превышает норму, на адрес владельца (адрес идентифицируется по номерам машины) высылается штраф. В принципе, вариант неплохой: весовщиков нет, взятки давать некому. Так что автоматические посты способны решить часть проблем, связанных с нанесением ущерба дорожному покрытию перегруженными фурами.
Второе условие, без выполнения кoтoрого, сkopее всего, не удастся изменить ситуацию - это возложение ответственности на грузоотправителя. Ведь зачастую компании-отправители работают по принципу «вали больше, вези дальше» и в итоге загружают в фуру столько товара, сколько считают нужным. Естественно, для отправителя гораздо выгоднее отправить три перегруженные машины, нежели пять фур с нормальной загрузкой. Думается, с введением ответственности и для грузоотправителей, ситуация может измениться. Как только компаниям, отправляющим груз, станут приходить штрафы по 600-700 тысяч, перегруженные фуры перестанут портить дороги.
Вывод очевиден: одним повышением штрафов дороги не спасти. Поможет только комплексный подход.