От регионов требуют ответа и финансирования
Как сообщили «Маркеру» в ВЦМК «Защита» на сегодняшний день во всем руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и директорам территориальных центров медицины катастроф направлены письмо с просьбой указать при каких лечебных учреждениях, в каких городах и к какому сроку необходимо построить взлетно-посадочные вертолетные площадки. Также эксперты ВЦМК разработали «Порядок медицинской эвакуации в режиме повседневной деятельности», в нем впервые регламентировано в каких случаях должна работать воздушная медпомощь, какими должны быть медицинские вертолеты, и вертолетные площадки при больницах. Согласно этому документу эвакуированных пострадавших принимают такие медучреждения, как центральные районные и городские больницы, больницы сkopой медпомощи, госпитали, травматологические центры, федеральные, краевые, республиканские, окружные и областные больницы.
Директор ВЦМК «Защита» Сергей Гончаров сообщил «Маркеру», что сейчас по всей России требуется строительство 700 вертолетных площадок при лечебных учреждениях. По его словам, дефицит не возник внезапно, просто долгое время не могли определиться из каких источников следует финансировать строительство. "Мы заявляем о том, что нужно налаживать воздушное сообщение с лечебными учреждениями, в регионах говорят - дайте вертолеты, а как их дать, если у них ничего не оборудовано для работы авиатехники", - говорит Гончаров. По его словам, финансировать строительство вертолетных площадок при больницах будут не из федерального бюджета. «Этот вопрос должны решать губернаторы», - отметил он. По словам главы фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнеры гражданской авиации» Олега Смирнова, только строительство одной такой площадки может обойтись от 10 млн. рублей.
Таким образом, необходимо будет потратить на обустройство 700 вертолетных площадок при клиниках не менее 7 млрд. рублей. По оценкам Гончарова, стоимость организации работы одной вертолетной площадки измеряется не десятками миллионов рублей, а гораздо меньшими суммами. Точнее глава ВЦМК «Защита» определить не смог, ссылаясь на то, что в каждом регионе расценки разные.
Какой будет «авиасkopая»?
Вызвать вертолет для больного можно будет лишь в исключительных случаях: если жизнь больного подвержена смертельной угрозе при отсутствии врача-специалиста, а также если есть трудности в диагностике заболевания или состояние больного крайне тяжелое. Воздушная сkopая помощь должна умещать на борту 5 пассажиров и необходимое медицинское оборудование. Для транспортировки пациентов применяются вертолеты государственных, ведомственных и коммерческих авиакомпаний.
Для категории легких вертолетов размеры площадки составляют 35х35 м, а для средних вертолетов - 50х50 м. Поверхность ее должна быть ребристой, чтобы при посадке вертолет не скользил, площадку требуется оборудовать маркировочными огнями, метеоборудованием, ветроуказателями и устройством для швартовки вертолета. Ее надо освещать прожекторами, а также установить светоограждение от зданий, подвести подъездные дороги для машин сkopой помощи. Также при клиниках должно быть отведено охраняемое помещение для хранения авиатоплива. При вертолетной площадке обяжут организовать диспетчерскую для управления полетами и обзора посадочной площадки с полосами воздушных подходов. Так что помимо дополнительного места для площадки, клиникам понадобиться нанимать дополнительный персонал.
«Построить такие площадки не проблема, главное, что у нас в санитарной авиации отсутствует сама система работы», - говорит Смирнов. Эксперт убежден, что следует решить вопрос с открытием воздушного пространства над Москвой для санитарной авиации, установить помимо самих площадок пункты дозаправки вертолетов, а вертолетные площадки сразу закладывать в проекты строящихся клиник, тогда они будут обходиться дешевле.