Владимир Путин в начале февраля обещал представителям «традиционных» религиозных конфессий России, что государство «ни при каких обстоятельствах не будет вмешиваться в дела религиозных организаций». Он тогда, конечно, и представить себе не мог, что уже в конце месяца пять девушек в храме Христа Спасителя призовут Богородицу вмешаться в дела мирские и прогнать его. Пляски на амвоне осkopбили чувства верующих и священнослужителей. Патриарх Кирилл призвал всех молиться, чтобы остановить «волны богохульства». Дума не заставила себя ждать.
О том, что в парламенте формируется группа по «защите христианских ценностей», стало известно еще в апреле. Тогда авторы идеи - Депутат Госдумы от КПРФ, председатель думского Комитета по вопросам собственности Сергей Гаврилов и депутат от «Единой России», первый зампред думского Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Попов сообщили, что проект получил одобрение священноначалия Русской православной церкви и поддержку руководства нижней палаты. Почему именно в эти светлые головы, а не в другие пришла мысль о создании подобного объединения, попытался пролить свет пресс-релиз о формировании в Государственной думе межфракционной группы. «В течение многих лет Гаврилов и Попов тесно взаимодействуют со священноначалием РПЦ, в том числе в рамках Всемирного русского народного собора, в деле утверждения в нашем обществе ценностей долга, чести, ответственности, трудолюбия, творчества, нравственной целостности, силы духа, любви к Отечеству и всему Божьему творению» - сообщается в документе.
Еще 18 парламентариев присоединятся к организаторам в середине мая, когда группа окончательно сформируется в Думе. Врага они обозначат сразу же, причем внутреннего и внешнего в одном лице. «Думские угодники» возьмутся (не по значимости, а по списку) за: тоталитарную и сектантскую идеологию, «агрессивный либерализм», секуляризм, «глобализацию по-американски», «ничем не ограниченную проповедь гедонизма, насилия, потребления наркотиков и алкоголя», игроманию (курение планами пока не охвачено).
Впрочем, сам Гаврилов не скрывает, что поводом для объединения стали последние громкие скандалы, в том числе вокруг группы Pussy Riot. По его словам, позиция церкви не должна быть одинокой, а прихожане имеют право определить свое отношение к этим конфликтам. Правда, почему в светском государстве, в Конституции кoтoрого черным по белому прописано, что «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом», вдруг первыми встали на защиту одной, пусть и наиболее распространенной в стране конфессии, депутаты парламента - непонятно. Кстати, интересно, когда ждать возникновения в парламенте группы по защите буддийских, исламских, иудейских или еще каких-нибудь религиозных ценностей? А может, стоит объединиться в защиту своих ценностей агностикам и атеистам? То-то весело станет на заседаниях Госдумы!
Тем не менее защитники христианства намерены утверждать на законодательном уровне семейные ценности традиционного брака, чадолюбия, воспитания детей в вере и любви, а также безусловное право на жизнь зачатого ребенка.
Также они будут развивать международное сотрудничество для «совместной защиты христианских ценностей». Будущее Европы, как и будущее возрожденной Российской Федерации, по мнению депутатов, заключается не в секуляризации и материализме, а в возврате к традиционным христианским ценностям. Как утверждают создатели группы, идея уже успела найти положительный отклик у представителей Сербской православной церкви и депутатов Скупщины (идентичная группа формируется и там). Участники группы надеются в ближайшее время на поддержку со стороны Украины, Белоруссии и Молдовы.
По словам одного из священнослужителей, пожелавшего остаться неизвестным, в силу того что церковные репрессии нынче ничем не уступают мирским, проект по защите христианский ценностей - амбиция патриарха. «Он решил создать противовес Папе Римскому. Сейчас, когда в Европе наблюдается кризис внутри католической церкви, самое время создать православную коалицию», - объясняет он. По его мнению, церковь обслуживает правящие элиты для достижения своих меркантильных целей, а создание группы по защите христианских ценностей, так же как и показательная порка Pussy Riot, - попытка превратить церковь в идеологический инструмент государства. Церковь сегодня - фактически государственный институт. «Христос говорил: кесарю - кесарево, Богу - Богово. Это означает, что ни о каком сращивании церкви и власти не может быть и речи. Христианские ценности нельзя защитить. Они внутри человека. Если бы можно было искусственно насадить нравственность, на земле давно был бы рай. Да и кто сегодня враг?! По всей видимости, группа создается для того, чтобы указывать нам в дальнейшем на конкретные фамилии», - отмечает церковнослужитель. Заштатный клирик РПЦ МП Роман Зайцев (Илларион) считает, что вместе с созданием «группы поддержки церкви» нескончаемым пoтoком польются бюджетные деньги на «благородные» проекты. «Пора уже другой комитет создавать «О защите народа и православной веры от РПЦ МП», - заключает он.
Среди «защитников христианства» преобладающее число депутатов от «Единой России»: бывший пресс-секретарь движения «Наши», заместитель председателя Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Роберт Шлегель, зампред Комитета по международным делам Валентина Терешкова, известный олигарх, член Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками Андрей Скоч, первый заместитель председателя Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Валентина Пивненко, глава Комитета по безопасности и противодействию kopрупции Ирина Яровая, глава Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин и первый зампред Комитета по международным делам Андрей Климов. «Справедливую Россию» представляет гиперактивный депутат Антон Беляков, на днях прославившийся, в частности, странным предложением о запрете пользования маломощными скутерами без прав.
Связаться с инициаторами межфракционной группы нам не удалось. Депутаты ссылались на «чрезмерную занятость», помощницы жаловались, что общаются с начальниками, заседающими за стенкой, посредством эсэмэсок.