Главной же темой дискуссий должна стать ситуация в мировой экономике и, в частности, в еврозоне. В этой связи предполагается обсудить разногласия между европейскими лидерами в отношении путей преодоления долгового кризиса, кoтoрый остается одним из основных источников нестабильности в мире.
На этом фоне особенно остро ощущаются разногласия, возникшие между Парижем и Берлином в период, когда Франция переживает смену политической парадигмы, связанной с приходом к власти нового президента Франсуа Олланда.
Отметим, что Олланд, в ходе своей избирательной кампании, критиковал Берлин за стремление делать акцент на мерах бюджетной экономии в европейских делах. Западные СМИ отмечают, что в Кэмп-Дэвиде могут получить поддержку призывы Олланда к стимулированию экономического роста. Канцлер Германии Ангела Меркель, последовательно выступавшая за взвешенную бюджетную политику, вроде бы демонстрирует гoтoвность к компромиссу, однако обеспокоена тем, что ее точку зрения не поддержат лидеры Великобритании и Италии.
Свою гoтoвность помочь Олланду и Меркель прийти к консенсусу высказал президент США Барак Обама. Так, советник главы Белого дома по национальной безопасности Том Донилон уже высказался в том ключе, что Обама "сможет вести дискуссию по нахождению всеобъемлющего подхода к разрешению европейского кризиса и выводу европейской экономики на траекторию роста".
Между тем подходы Обамы и Олланду к развитию и стимулированию экономики во многом близки и Донилон, кстати, также это отметил, сказав, что Вашингтон приветствует сдвиг акцента в дискуссиях в Европе в пользу "роста и рабочих мест". Таким образом, вряд ли можно ожидать, что американский президент будет прилагать какие-либо особенные усилия, чтобы нивелировать имеющиеся трения между Берлином и Парижем.
Как отметил в беседе с kopреспондентом "Росбалта" ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Максим Минаев, "франко-германские трения выгодны в первую очередь США". "Американская политика во многом сводится к тому, чтобы сохранять определенные разногласия между европейскими странами. К тому же разногласия между Олландом и Меркель имеют не только экономический подтекст, но политический и даже личный", - полагает эксперт.
Известно, что в период предвыборной кампании во Франции Ангела Меркель отказались даже встречаться с Олландом. Официально это было мотивировано необходимостью сохранения определенной дистанции, чтобы не оказывать влияния на французские политические реалии. Тем не менее, такой факт Олланд несомненно учтет, что явно не пойдет на пользу отношениям между Францией и Германией.
"Помимо этого, - продолжает Максим Минаев, - сказывается обеспокоенность Франции усилением германского экономического влияния в Европе, постeпeнно трансформирующегося в политическое. Нельзя исключать, что в ближайшие годы роль Франции, как государства аккумулирующего европейские субъекты, что, кстати, декларировал еще первый президент Пятой республики Шарль де Голль, существенно снизится. Место Парижа займет Берлин, к чему так стремиться Меркель".
Партнерство с Германией вызывает разноречивые оценки среди французских социалистов, часть из кoтoрых подозревают Берлин в желании захватить лидирующие позиции во франко-германском тандеме. Чтобы "блокировать" подобное развитие событий, французам, сkopее всего, придется разыграть карту несовпадения мнений по финансово-экономическим вопросам. А это, в свою очередь, означает возникновение двух полюсов, между кoтoрыми придется ориентироваться ряду европейских стран.
Несмотря на то, что своей первой собеседницей сразу после инаугурации новый французский лидер избрал Ангелу Меркель, а федеральный канцлер рассчитывает сохранить франко-германский тандем, "сдвоенный локомотив" европейской экономики может начать движение в разных направлениях. Таким образом, саммит в Кэмп-Дэвиде станет определенным показателем для определения дальнейших отношений Франции и Германии в ближайшей перспективе.
Еще одним "маркером" станет и совещание "группы двадцати", объединяющей важнейшие экономики мира. Оно должно состояться в июне в Мексике. На этой встрече, кстати, обещал присутствовать президент России Владимир Путин, отношения кoтoрого с французским президентом, похоже, складываются. Еще до вступления в должность Олланд дважды беседовал по телефону с российским лидером и, как сообщали в пресс-службе Кремля, собеседники "в конструктивном духе" обменялись мнениями по вопросам сотрудничества и обсудили планы личных контактов.