Как известно, израильская компания Israel Aerospace Industries уже поставила в Россию два БПЛА Bird Eye-400, восемь БПЛА I-View Mk150 и два БПЛА Searcher Mk.2 на общую сумму 53 миллиона долларов. Что ж, лиха беда начало…
Вот только это «начало» может действительно привести к большой беде. Дело в том, и об этом даже ленивый давно язык обтрепал, что импортная военная техника (забудем на время даже о том, что поставщик - Израиль, чей он союзник и т.д.) в XXI века имеет свойство продолжать подчиняться продавцу, а не покупателю. То есть, пока не надо, техника исправно летает, ползает, подглядывает, стреляет, возвращается на базу. А вот когда возникает надобность, она перестает летать, ползать, становится слепой, глухой, не подчиняется командам и стреляет совсем не туда.
Таким образом, доверия летательным аппаратам, напичканным по самые борта зарубежной электроникой, - никакой, поскольку глубоко залезть в современные микросхемы, провести детальный анализ и подчистить их до состояния полной надежности нет технической возможности. Во всяком случае, об этом твердят источники, сомневаться в компетентности кoтoрых причин пока не было. В любом случае, военная техника - это такая штука, что если есть хоть какое-то сомнение на ее счет, то «лучше не надо».
Тем не менее, мы видим, что Минобороны активно продвигает эти закупки. Причем, что удивительно, вопреки запрету Совета безопасности страны. Напомним, такой запрет существует: нельзя закупать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) за границей до 2020 года. Говорят, это сделано ради стимулирования отечественной промышленности, дескать, «сами с усами». Может, это и является одной из причин, но, как представляется, этих причин гораздо больше.
Что же делает Минобороны под руководством министра-реформатора Сердюкова? Да, собственно, ничего нового - «серые» схемы и «отверточная» сборка. Тем более (см. выше) эти схемы уже были опробованы при предыдущей закупке, и отказываться от них верхушка Минобороны явно не собирается.
В т.н. профильных кругах упорно циркулирует информация о том, что главным исполнителем «серой» закупки будет давний партнер министра Сердюкова гендиректор «Оборонсервиса» Сергей Хурсевич. Еще в марте этого года Хурсевич создал предприятие для прикрытия ввоза БЛА из-за границы - ООО «Оборонлогистика», гендиректором кoтoрого назначен одобренный министром товарищ Хурсевича - Евгений Бондарь. Для того, чтобы обойти запрет Совбеза на закупку гoтoвых образцов зарубежных БПЛА, их перемещение через государственную границу подается как проведение исследований в интересах российских вооруженных сил. При этом, как опять же утверждают в кругах, близких к описываемой проблеме, приобретение «опытных» образцов покрывается с позиций самого министра Сердюкова.
С учетом того, что один комплекс может управлять четырьмя БПЛА, речь идет, по меньшей мере, о 70 летательных аппаратах - неплохая «опытная» партия. В правительстве опровергают информацию о закупках зарубежной летательной техники. Но, как было сказано выше, эта путаница легко объясняется: одно дело - нужды армии, другое - научно-исследовательская работа.
Чем заканчивается подобная «научно-исследовательская деятельность», можно только предполагать. Существует непроверенная (а поди, проверь!) информация, что в этом году был отмечен инцидент с выходом из-под контроля БПЛА в Новосибирске. Беспилотный аппарат рухнул в районе Академгородка, что вызвало панику среди военных и ученых. Так это или нет - не нам судить, поскольку прямых доказательств нет, а все открытые источники, кoтoрые были использованы при подгoтoвке данного материала, подают случай в Новосибирске на уровне «упорно циркулирующих слухов».
Поскольку эти «слухи» давно и упорно гуляют в профессиональном сообществе, они по-всякому должны были достигнуть высшего руководства страны. Буквально на днях нам назовут состав нового правительства. Без всякого преувеличения можно сказать, что в военно-политических кругах с нетерпением ждут фамилию нового министра обороны.