В России 58 сельскохозяйственных вузов. Это очень много. Но они выпускают агрономов образца, кoтoрого выпускали раньше. Раньше агроном был организатор социалистического производства. Он не был технологом. А тема технологии одна из ключевых. И когда произошла эта технологическая революция, она прошла мимо нас. Об этом рассказал в своем интервью Валерий Кирюшин, заведующий кафедрой почвоведения, геологии и ландшафтоведения Российского государственного аграрного университета им. Тимирязева, академик РАСХН.
Как вывести сельскохозяйственную отрасль на новый технологический уровень? В чем минусы экстенсивной модели работы сельхозпредприятий? Каково состояние аграрных технологий в России на сегодняшний день? Таковы были основные вопросы этому специалисту, - передает ИА «Казах-Зерно» со ссылкой на ресурс.
В целом оказалось так, что вузы не укомплектованы экспериментальной и производственной базой. В вузах не было технических средств, кoтoрые сопровождают технологии. Редкие вузы обрели сегодня технику, их можно по пальцам пересчитать, в частности, наш государственный аграрный университет им. Тимирязева только сейчас получил кое-какие возможности.
Получается, что те технологии, кoтoрые выполняются современными средствами, в основном импортные. Все прогрессивные машины, кoтoрые производительны и кoтoрые отвечают за технологии, - это импортные машины. У нас развалено машиностроение сельскохозяйственное давно.
Минсельхоз участвует в процессе образования очень слабо, и все вузы наши, все 58, в отличие от Росхозакадемии, ее институтов, кoтoрые более-менее объединены, никак не управляются в плане исследовательской деятельности и перебиваются случайными всякими заработками, проектами.
В сельскохозяйственном образовании происходит самое невероятное. Сейчас вместо того, чтобы базу создавать, базу в вузах, в учхозах, они приватизируются. Какая должна быть нормальная схема? Государство должно заказывать науке конкретный продукт в отличие от той схемы, кoтoрая существует сегодня. Росхозакадемия, система вузов должна, очевидно, получить заказ на создание технологий, технологических моделей, систем земледелия, животноводства и так далее. То есть нужен конкретный научный продукт. Этого нет.
Вузы имеют программы под названием «фундаментальные исследования», прикладные, особо-прикладные и так далее. Эти исследования не интегрируются. Огромное количество разрабoтoк, кoтoрые производят сегодня наши научные вузы, не интегрируются в технологии, они все рассыпаны. Такая специфика, и кафедры даже у нас в вузах так работают. Трудно интегрировать эти взаимодействия. А технология - это интеграция, - уверен академик Валерий Кирюшин.